Фасадные подъемники и строительные люльки: сборка, монтаж и анализ моделей

Строительство любого здания или сооружения состоит из нескольких этапов. Для выполнения каждого из них необходимы определенные строительные материалы и оборудование. Во время возведения остова высотного здания все грузы подаются при помощи башенного крана. С его помощью работают бригады каменщиков, монолитчиков и отделочников. После завершения строительства каркаса кран демонтируется и перевозится на другой объект. Возникает вопрос, как и с помощью чего осуществлять подачу грузов, а также обшивать фасад здания.

Есть два пути решения вопроса. Классически вариант, когда для устройства фасада монтируются леса, а все отделочные материалы либо были затарены заранее при помощи башенного крана, либо поднимаются на лифте, либо с помощью подсобных рабочих. Второй способ – это использование фасадных платформ, фасадных подъемников или фасадных строительных люлек.

Строительные леса стоят дешевле фасадных подъёмников или люлек, но загораживают весь фасад. Также их применение ограничено высотой 40-50 метров. На этапе строительства башенным краном можно поднять на этажи кирпич и блоки для кладки перегородок, а также некоторые виды отделочных материалов, но не все. Перевозить грузы на лифте, который не прошел сертификацию в Ростехнадзоре – это опасное и незаконное занятие. Подносить отделочные материалы с помощью подсобных рабочих неэффективно и дорого.

Все проблемы можно решить, использую фасадные подъёмники.

Строительные фасадные люльки

Люлька для фасадных работ – это оборудование повышенной опасности для перевозки рабочих, механизмов, а также строительных материалов вдоль внешней стены многоэтажного здания. Они монтируются только на отвесные фасады без выступающих элементов. Фасадные подъемники оборудованы всеми необходимыми средствами пассивной безопасности для проведения высотных работ.

Виды и описание

Люльки различаются по своим техническим и эксплуатационным характеристикам:

  • Максимальная масса груза, который люлька может доставить на предельную высоту. Важный параметр, от которого зависит производительность и скорость выполнения строительно-монтажных работ. Масса груза от 350 до 550 кг. Этот параметр сильно влияет на стоимость подъёмной системы.
  • Геометрические размеры корзины, тип подъемного механизма, а также вылет консоли. Классическая люлька представляет металлическую платформу с ограждение высотой 1500-2000 м. Она закрепляется на крыше или через окно при помощи одной или двух консолей. Вылет консоли зависит от схемы установки и монтажной необходимости. Он должен обеспечивать свободное хождение люльки вдоль стены. Подъем осуществляется на двух основных канатах, расположенных по бокам корзины.

На крыше располагаются противовесы. Их масса зависит от комплектации, грузоподъемности и геометрических размеров люльки.

Люлька перемещается вдоль стены при помощи электромагнитного двигателя и лебёдки. Мощность мотора зависит от грузоподъёмности. Редуктор подъемного механизма отвечает за плавность хода во время спуска и подъема.

  • Количество рабочих мест в люльке. Стандартные фасадные люльки рассчитаны на работу звена из 1-3 человек.
  • Высота подъёма. Строительные люльки рассчитаны на подъём людей или груза на высоту 2-200 метров.
  • Скорость подъёма. Современные люльки оснащены коробкой передач, которой можно регулировать скорость подъема. Как правило, она составляет 5-10 м/с.
  • Системы страховки.  За безопасность работы отвечают два страховочных троса и специальный ловитель. Ловитель – это изолированный блок, который блокирует лебёдку при появлении крена или разрыве основного несущего троса. Дисковые тормоза позволяют моментально остановить подъемный механизм при его перегрузке.

Люлька подвешивается на двух балках или консолях на четыре троса. Два основных, а два страховочных. Под платформой расположены два барабана, по которым движется лебедка. Новые модели подвесных люлек оснащены источниками питания, что позволяет повысить автономность работы на высоте.

Преимущества

  1. Мобильность. Производители люлек предусмотрели возможность быстрого монтажа и демонтажа. Это уменьшает временные затраты на выполнение подготовительных работ.
  2. С люлек можно работать круглый год и при сильном ветре.
  3. Эффективность работы в труднодоступных точках фасада.
  4. Экономия средств на оплату труда разнорабочих и грузчиков. Их прекрасно заменяет механизм на электрической тяге.

О том, как правильно работать, должно быть написано в ППР на фасадные работы с люлек. ППР составляется для каждого объекта отдельно и включается в состав разрешительно документации на строительство. В нем указывается граница опасной зоны, грузоподъемность, максимальное количество человек, правила техники безопасности при работе на высоте.

Строительные фасадные подъёмники

Фасадный подъёмник – это механизм для переноски людей и грузов вдоль фасада здания. Как правило, используется для строительства высотных объектов.

Для классификации и стандартизации подъемников есть ГОСТ Р 52045-2003 «Подъемники с рабочими платформами». Этот документ не всегда актуален для современных новых механизмов и модифицированных комплектаций старых подъёмных устройств. Поэтому часто деление на виды и классы осуществляется посредством эксплуатационных характеристик.

Для классификации фасадных подъемников необходимы следующие параметры:

  • максимальная грузоподъёмность;
  • максимальная высота подъёма груза;
  • геометрические размеры платформы;
  • технические характеристики приводного механизма.

Российские и иностранные производители выпускают много видов подъёмников, которые систематизируются по нескольким основным параметрам:

Область применения

  1. Грузовые. Подъёмники для перемещения строительных и отделочных материалов. Часто оснащаются дополнительными приспособлениями для увеличения грузоподъемности.
  2. Грузопассажирские. Универсальный тип механизма. Его преимущества ощущаются при строительстве высотных зданий от 10 этажей.
  3. Монтажные. Применяются только для выполнения строительно-монтажных работ.

Несущий каркас

  • Мачтовые. Универсальный вид подъёмного механизма. Вдоль стены строго вертикально или под углом закрепляется одна или несколько металлических мачт, состоящих из сварного каркаса. С внешней стороны к мачте прикреплены направляющие, по которым курсирует грузовая платформа.
  • Шахтные. Платформа с грузом расположена внутри металлического каркаса.
  • Стреловые. Самоходные устройства на колесах.  Подъем груза осуществляется за счет стрелы, на конце которой расположена платформа.
  • Скиповые. Мобильные подъемные механизмы для перемещения груза на небольшие высоты 10-15 метров.
  • Подвесные. Грузовая платформа не опирается на мачту, а подвешена на металлическом тросе. Применяются для проведения строительно-монтажных работ, реже для перевозки грузов. Яркий представитель подвесного подъёмного механизма – это строительные люльки на консолях.

Сборка и монтаж несущего каркаса осуществляется на месте при помощи других грузоподъёмных механизмов.

Приводной механизм

  • Электрические. Механизм приводит в движение двигатель на электрической тяге.
  • Гидравлические. Подъём осуществляется за счет гидравлики с внешним гидронасосом. Такие механизмы применяются для работ в опасных производственных зонах.
  • Пневматические. По сути это насосы. Применяются как часть технологической цепочки по производству строительных и отделочных материалов.

Способ передачи движения

  • Тросовая передача. Подъемники на тросовой передаче – это универсальные механизмы. У них низкая стоимость, высокая производительность, быстрый монтаж. Есть ограничения по высоте подъема, но для жилищного строительства это не критично.
  • Реечная передача. Применяется для устройства подъёмных механизмов на строительстве высотных зданий.

Тип платформы

  1. Закрытая кабина. Применяется для переноски людей вдоль вертикальной оси здания.
  2. Открытая платформа. Применяется для транспортировки строительных и отделочных материалов.
  3. Люлька. Применяется подъема рабочих во время ремонта фасада.

Способ установки

  1. Стационарные. Положение мачты не меняется на протяжении всего строительства.
  2. Передвижные. Грузонесущее устройство можно перемещать по периметру строящегося объекта.
  3. Мобильные. Могут менять местоположение в зависимости от поставленной задачи. Их часто используют для выполнения локальных задач. К мобильным подъёмникам относятся и самоходные механизмы.

Грузоподъёмность

Основной параметр для подъёмного механизма. Может варьироваться от 350 кг до нескольких тонн. В обычных условиях достаточно грузоподъёмности 500 кг.

Все подъемные механизмы согласно требованию законодательства должны пройти регистрацию в Ростехнадзоре. Правила эксплуатации и инструкция по обслуживанию грузоподъемных механизмов обязывают проводить обучение обслуживающего персонала. Руководители работ должны пройти аттестацию.

У каждого подъемника должен быть технический паспорт, где указаны все эксплуатационные характеристики. На каждый строительный объект, где планируется использование фасадного подъемника, составляется проект производства работ. В нем указываются места установки, границы опасной хоны, технологий проведения строительно-монтажных работ с участием подъемного механизма.

Часто строительные организации недобросовестно относятся к получению разрешительной документации, что может стать причиной несчастных случаев, вплоть до смертельного исхода.

Когда лучше выбрать строительный подъёмник, а когда люльку

Есть несколько универсальных советов:

  1. Для малоэтажного строительства вполне достаточно мобильного подъёмника.
  2. Отделку и ремонт фасада лучше проводить с люльки. Это ускорит работы.
  3. Строящиеся высотные объекты надо оборудовать стационарным подъемником. Люльки можно применять для выполнения локальных задач.
Похожие статьи